Курский Свято-Троицкий женский монастырь 1880-1991 гг.

Адрес: ул. Горького, д. 13/1
Объект культурного наследия Курской области федерального значения

Здание Курского Государственного архива со стороны реки Тускарь. Бывшая церковь женского монастыря. 1977 г.
Здание Курского Государственного архива со стороны реки Тускарь. Бывшая церковь женского монастыря. 1977 г.
« 4 из 12 »

Интересный факт

С историей Курского девичьего монастыря неразрывно связно имя преподобного Серафима Саровского.

Родительский дом находился неподалёку от Курского Троицкого девичьего монастыря, и благочестивые родители посещали вместе с юным Прохором святую обитель. Образ строгой и благочестивой жизни монахинь не мог не оставить свой след в душе будущего инока Серафима, который уже с ранних лет горел любовью к Богу и тянулся к духовной жизни. Возможно, что и неусыпное попечение преподобного Серафима о женской Дивеевской общине, из которой возник нынешний Серафимо-Дивеевский монастырь, также носящий имя Пресвятой Троицы, отчасти связано с запечатлённым в его памяти образом молитвенного и трудового подвига монахинь Курской девичьей обители.

История здания

Курский Свято-Троицкий женский монастырь, одна из древнейших русских обителей, имеет более чем 400-летнюю историю. В его облике отражено развитие архитектурных течений XVII-XIX веков.
Документальных сведений о времени основания обители не сохранилось. Из кратких описаний монастырей Российской империи видно, что в 1623 г. Курский Свято-Троицкий девичий монастырь уже существовал на посаде за большим старым острогом, в обители проживало 35 монахинь.
В 1680 г. обитель была уничтожена пожаром, а в 1681 г. игумения Пелагия выстроила деревянную церковь в честь Святой Троицы с приделом в память обновления храма Воскресения Христова. В 1695 г. ею была заложена каменная двухэтажная церковь, сохранившаяся по сей день. Главный престол в верхнем этаже освящен во имя Пресвятой Троицы, а в нижнем — в честь Смоленской иконы Божией Матери. В 1836 г. к западной стене храма пристроена церковь, посвященная Новодворской иконе Божией Матери. В 1851 г. в Новодворском храме устроены два придела: северный — в память явления Иверской иконы Божией Матери и южный — во имя преподобного Мирона. В 1853 г. при монастыре открыта богадельня для престарелых сестер, а год спустя – больница. В 1869 г. в обители основана школа для девочек и приют для детей-сирот.
В 1911 г. в северном приделе Троицкой церкви освятили престол в честь святителя Иоасафа Белгородского и преподобного Серафима Саровского. В том же году построен новый трёхэтажный корпус, в котором разместилась школа, рассчитанная на 100 детей.
В 1923 г. монастырь был закрыт, а монашеских кельи сожжены. С 1923 по 1925 гг. в монастыре разместились Музей искусств и историко-археологический кустарный музей, которые в 1925 г. объединились в Губернский краеведческий музей.
С конца 1920-х гг. в монастыре находился Губернский лагерь принудительных работ «ЖАКТ «Воля». В кельях размещались заключённые.
Не ранее 1936 г. утрачена восточная стена с башнями по 2-й Сергиевской улице (ул. Володарского). В 1950-е гг. купол над святыми воротами разобран, а здание храма отреставрировано, как исторический памятник республиканского значения.

В 1930-1984 гг. на территории монастыря размещался архив Октябрьской революции, позже переименованный в ГАКО, с 1984 г. — Научно-методический центр Управления культуры и библиотека для слепых.

В 1993 г. часть храмового комплекса была возвращена Церкви и передана Курско-Белгородской епархии, а в 1994 г. монастырю отданы настоятельский и сестринский корпуса. В здании храма разместились классы и церковь Курской Духовной семинарии. С участием семинаристов проведён ремонт, устроен иконостас. 26 августа 1993 г. состоялся архиерейский чин освящения храма. В храме возобновились богослужения.

Настоящее возрождение обители началось с августа 2004 г. Эта дата в истории монастыря отмечена тем, что по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в Троицкую обитель переселилась женская монашеская община из подмосковного Иосифо-Волоцкого монастыря, после чего полным ходом пошли ремонтно-восстановительные работы и начала возрождаться полноценная духовная жизнь.